Ивановцы, служившие в полку «Нормандия-Неман»
Ивановцы, служившие в полку «Нормандия-Неман»
- Белянкин Евгений Васильевич
- Власов Анатолий Васильевич
- Горшков Леонид Николаевич
- Грязнов Геннадий Акимович
- Зубков Анатолий Викторович
- Иванов Константин Васильевич
- Куликов Реас Михайлович
- Комаров Георгий Павлович
- Морозов Анатолий Федорович
- Огурцов Валентин Иванович
- Пугачев Геннадий Александрович
- Румянцев Борис Михайлович
- Соболев Владимир Александрович
- Шорохов Александр Федорович
Наши земляки в полку “Нормадия-Неман”
Полк «Нормандия-Неман» являлся чисто французским национальным формированием. В полку служили только французские летчики (за годы войны побывало 108 французских летчиков). Техниками же, обслуживающими самолеты, были как французы, так и русские. По свидетельству ветеранов полка «Нормандия-Неман», прежде всего В.А. Соболева и Р.М. Куликова, в полку «Нормандия-Неман» служило 13 наших земляков.
Самым старшим из наших земляков, служивших в полку «Нормандия-Неман» является Борис Михайлович Румянцев. Родился он в 1919 г. в г. Фурманове. С 1934 г. начал работать на прядильном производстве Фурмановской фабрики № I. Технических школ не заканчивал, был самоучкой. В 1939 г. был призван в Красную Армию в авиационный полк по специальности “моторист”. А уже к весне 1942 г. этот человек стал первоклассным механиком, знавшим как свои пять пальцев самолеты любых марок. В полк «Нормандия» Б.М. Румянцев попал осенью 1943 г., где прослужил в должности механика до июня 1945 г.
Судьбы других наших земляков, служивших в полку «Нормандия-Неман», в чем-то схожи. Все они (кроме Зубкова А.) – 1926 года рождения. Совпадает дата мобилизации в Красную Армию – 1943 год. Все они были направлены в 22 запасной авиаполк на Северном аэродроме г. Иванова, в учебный центр, где прошли ускоренное обучение. Учеба продолжалась пять месяцев, занятия по теории – в специально оборудованных классах, а практические – на аэродроме на американских истребителях «Аэрокобра». В марте 1944 г. 12 человек из учебной роты были направлены для прохождения службы в г. Тулу в полк «Нормандия». Всем было присвоено звание «сержант» и дана специальность авиамоторист.
Итак, 12 наших земляков начали службу в полку «Нормандия» в марте 1944 г. в Туле, где проходило второе формирование полка. Все, кроме К.В. Иванова, прошли боевой путь в составе полка «Нормандия-Неман» до конца войны. Иванов К.В. был демобилизован осенью в 1944 г. в связи с несчастным случаем.
В мае 1944 г. полк «Нормандия» перебазировался на 3 Белорусский фронт для участия в боевых действиях. В 1944 г. полк прошел в боях Смоленщину, Белоруссию, Литву, отличился при освобождении г. Витебска, Орши, Минска, форсировании реки Неман. Свой вклад в успешные боевые действия полка «Нормандия-Неман» внесли и наши 13 земляков. Один из них, Б.М. Румянцев, был механиком, остальные – авиационными мотористами.
В 1945 г. бои велись на территории агрессора – в Восточной Пруссии. Наша армия брала один за другим города: Гумбикен, Фредмен, Кетенбург и решительным штурмом овладела Кенигсбергом и фортом Пиллау. Конец войны застал полк «Нормандия-Неман» в Эльбинге.
В тяжелые дни испытаний наши земляки готовили самолеты к боевым вылетам и внесли свой вклад в дело Победы над врагом.
Белянкин Евгений Васильевич
Белянкин Е.В. родился 24 октября 1926 г. в д. Михалёво Савинского района Ивановской области в семье крестьянина.
4 ноября 1943г. в 17 лет его призвали в армию, направили в 22 запасной авиаполк на Северном аэродроме г. Иванова, в учебный центр. Там он получил специальность «авиационный моторист».
После учёбы был направлен в Тулу, где проходило переформирование полка «Нормандия». Первым французским лётчиком, самолёт которого обслуживал Белянкин Е.В., был Леон Кюффо. 15 мая 1944 г. полк «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» перебазировался из местечка Дубровка под Смоленском в Литву, Микунтяны.
Наш земляк Белянкин Е.В. был свидетелем гибели французского лётчика Мориса де Сейна и русского механика Владимира Белозуба. Это был маленький одноместный самолёт «ЯК-9», где в грузовом отсеке иногда перелетали с лётчиками и механики. Отлетев от Дубровки, самолёт получил пробоину в бензобаке, и лётчик трижды пытался посадить самолёт, но отказался прыгать один (был всего один парашют). Оба погибли.
Из Микунтяны перелетели в Алитус. Здесь были сильные бомбёжки, сожжён один самолёт. Далее – аэродром Антоново. Здесь полк получает первоклассные самолёты-истребители «ЯК-3». Белянкин Е.В. участвовал в составе полка «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» в 1-ой Восточно-Прусской операции. Он помнит, как только за один день здесь было сбито 29 немецких самолётов без единой собственной потери. Всего было 9 перелётов с одного аэродрома на другой. Последний аэродром г. Эльбинг. Здесь французские лётчики получили новые самолёты, механики их подготовили, и на них «нормандцы» улетели во Францию. Техсостав был расформирован.
В 1950 г. Белянкин Е.В. был направлен в Китай для обучения китайских авиатехников. В 1951 г. демобилизовался, поступил на работу в Ивановский аэроклуб – техником по самолётам. С 1953 г. работал на ивановском авторемзаводе, где проработал 40 лет. Ушёл на пенсию с завода. Инвалид 2 группы.
Награждён французской «Медалью Освобождения», Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Умер в 2005 году.
Власов Анатолий Васильевич
Родился 4 апреля 1926 года в селе Кибергино, ныне Тейковского района, по другим данным – в поселке Петровский Гаврилово-Посадского района, Ивановской области.
Горшков Леонид Николаевич
Горшков Леонид Николаевич моторист полка «Нормандия-Неман». Родился в Родниках в 1926 г., закончил 9 классов. В 1943 году из 9 класса Леонида призвали в армию. В городе Иванове он окончил техническую школу на Северном аэродроме и с марта 1944 года служил в полку «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» до окончания войны. Он часто вспоминал о лётчике, с которым они очень дружили, с которым было прожито много радостных и тревожных дней. Он всегда говорил: «Мой лётчик». Это – очень славный, добрый человек, негр, очень высокого роста, звали его Роже Соваж.
После войны Леонид Николаевич служил в Китае, демобилизовался в 1952 г. С 1952 г. жил в Луховицах, работал по своей специальности, начальником цеха.
Указом Президиума Верховного Совета от 30 декабря 1965 года награждён медалью «За боевые заслуги», за выполнение спецзадания и медалью «Дружбы». Горшков Л.Н. – участник героического полка «НОРМАНДИЯ – НЕМАН» с честью пронес его знамя через всю жизнь.
Грязнов Геннадий Акимович
Моторист полка «Нормандия-Неман». Родился в 1926 году в г. Тейково. В Красную Армию был призван в 1926 году. Проходил службу в 22 запасном авиаполку Северного аэродрома г. Иваново. В марте 1944 года направлен для прохождения службы в полк «Нормандия». Прошел боевой путь с полком до конца войны.
Зубков Анатолий Викторович
Моторист полка «Нормандия-Неман». Родился в 1925 году в г. Иванове. Прошел боевой путь с полком «Нормандия-Неман» до конца войны.
Иванов Константин Васильевич
Иванов Константин Васильевич родился в 1926 г. в г. Фурманов Ивановской области. В 1941 году окончил 7 классов. В 1942 г. работал трактористом. В 1943 году призван в армию. Был зачислен в 22 запасной авиаполк Северного аэродрома г. Иванова. Закончил учёбу в 1944 г. по специальности «авиационный моторист» и был направлен в Тулу в полк «Нормандия». Вме¬те с полком в мае 1944 г. убыл на 3 Белорусский фронт. Осенью 1944 г. Иванов К.В. был демобилизован в связи с несчастным случаем.
В мирное время был часовым мастером. Иванов К.В. награжден Орденом Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Славы III степени, медалью «Ветеран труда».
Умер в 2006 году.
Куликов Реас Михайлович
Реас Михайлович Куликов – ветеран полка «Нормандия-Неман», наш земляк. Родился 3 января 1926 г. в Середе (ныне г. Фурманов) Ивановской области в семье служащего. В 1941 г. начал работу на фурмановской фабрике №2 помощником ремонтировщика.
3 ноября 1943 г. Реаса Михайловича призвали в армию. Он стал служить в Иванове на Северном аэро¬роме младшим авиаспециалистом при 22 запасном авиаполке. Закончил учёбу в 1944 г. по специальности «авиационный моторист» и был направлен в Тулу в полк «Нормандия». Вместе с полком в мае 1944 г. убыл на 3 Белорусский фронт. Он вместе с механиком Румянцевым Б.М. из Фурманова готовил к вылетам самолёты лётчика Луи Керне и командира Рене Шаля. 25 сентября 1944 г. Керне пропал без вести. Реас Михайлович обслуживал самолёт лётчика Кастена, который за месяц сбил 3 самолёта, и самолёт Шиндорфа, который остался жив и улетел на «ЯК-3» во Францию в июне 1945 г.
Р.М. Куликов в 1948 г. демобилизовался. После войны работал на Урале на промышленных предприятиях, в Иванове – инженером-энергетиком, главным механиком, ведущим конструктором. Имеет боевые и трудовые награды. 11 ноября 2010 г. получил высшую награду Франции – крест кавалера ордена Почетного легиона. Награду Реасу Михайловичу вручил посол Франции в России Жан де Глиниасти.
Умер в 2021 г.
Комаров Георгий Павлович
Комаров Георгий Павлович – ветеран полка «Нормандия-Неман». Родился 3 августа 1926 г. в г. Фурманове Ивановской области. Воинское звание – младший сержант. В 1941 г. закончил 7 классов. В 1943 г. после окончания школы ФЗО, в ноябре был призван в армию. Окончил ШМАС (школа младших авиационных специалистов) при 22 запасном авиаполку, по окончании в марте 1944 г. был направлен в полк «НОРМАНДИЯ-НЕМАН». Обслуживал самолёт французского лётчика Роже Соважа.
С 1945 по 1950 гг. служил в 18 гвардейском истребительном авиаполку.
После демобилизации в 1950 г. работал слесарем-ремонтником и бригадиром на фабриках г. Фурманова до 1986 г.
Награждён медалью «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией», орденом «Красной звезды», орденом Отечественной войны.
Морозов Анатолий Федорович
Морозов А.Ф. родился 11 июня 1926 г. в г. Тейкове Ивановской области в рабочей семье. В 1942 г. закончил школу. В 1943 г. был призван в армию, направлен в г. Иваново на Северный аэродром в учебную часть. Закончил учёбу в 1944 г. по специальности «авиационный моторист».
В марте 1944 г. прибыл в Тулу, где переформировывался и пополнялся после тяжелых боев на фронте полк «НОРМАНДИЯ». Морозов служил с 1944 г. в полку «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» техником, обслуживал самолет французского летчика Пьера Женэса. В мае 1944 г. полк вылетел на фронт; участвовал в боях за города: Смоленск, Витебск, Орша. Морозов А.Ф. запомнил первый боевой день на аэродроме Дубровка под Смоленском, когда был массированный вылет почти всего полка и погиб в этот день французский летчик Жак Гастон.
Демобилизовался в 1951 г. До 1955 г. учился в автодорожном техникуме.
Награды: медали «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За доблестный труд», «Ветеран труда».
Работал преподавателем автодела в средней школе №10 г. Тейкова.
Умер в 1997 г.
Огурцов Валентин Иванович
Огурцов Валентин Иванович родился в 1926 году в г. Фурманове Ивановской области. Огурцов В.И. и Куликов Р.М. – земляки, жили в Фурманове на одной улице.
В 1943 году был направлен в учебную роту 22 запасного авиаполка 6-ой бригады в г. Иваново на Северный аэродром. Закончил учёбу в 1944 г. по специальности “авиационный моторист” и был направлен в Тулу в полк «Нормандия». Обслуживал самолёт французского лётчика Анри, который погиб на земле от разорвавшегося снаряда, а стоявший с ним рядом моторист Огурцов чудом остался жив. Служил
в полку «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» до 1945 г. Когда летом 1945 г. французские лётчики на самолётах ЯК-3 улетели во Францию, технический состав полка был направлен в город Кобрин, недалеко от Бреста. Техников расформировали по разным полкам. В.И. Огурцов был переведен на Дальний Восток в 18-й гвардейский полк. Там обучал китайцев пользоваться советской авиационной техникой. Завершил службу в апреле 1951 года. Вернулся домой в Ивановскую область. Окончив Ивановский медицинский институт, работал врачом в Костромской области, в Клинической больнице № 1 в Ярославле. За добросовестный труд доктор Валентин Огурцов награжден Почетным знаком «Отличник здравоохранения». В 2010 году награжден Орденом Почетного легиона. Умер в 2021 г.
Пугачев Геннадий Александрович
Пугачев Геннадий Александрович – ветеран полка «Нормандия-Неман». Пугачев Г.А. родился в 1926 г. в г. Тейкове Ивановской области. В 1943 г. был призван в армию, направлен в г. Иваново на Северный аэродром в учебную часть. Закончил учёбу в 1944 г. по специальности «авиационный мот¬рист».
В марте 1944 г. прибыл в Тулу, где переформировывался и пополнялся после тяжелых боев на фронте полк «НОРМАНДИЯ». Пугачев Г.А. служил с 1944 г. в полку «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» техником, прошел с полком боевой путь до конца войны.
Румянцев Борис Михайлович
Румянцев Борис Михайлович – механик полка «Нормандия-Неман». Родом из города Середы (ныне г. Фурманов) Ивановской области. В армию был призван в 1939 г., служил до 1947 г. Технических школ не заканчивал, был самоучкой. В 1942 г. из мотористов на Северном аэродроме в г. Иванове был переведен в механики и прослужил механиком до конца войны.
Интересна судьба кавалера орденов Ленина и французского Военного креста Бориса Михайловича Румянцева. Потомственный текстильщик, он с 1934 г. начал работать в прядильном производстве Фурмановской фабрики № 1. Жилось ему трудно, удалось окончить только четыре класса. И вот с таким-то образованием к весне 1942 г. этот человек стал первоклассным механиком, знавшим как свои пять пальцев самолеты любых марок. В первые месяцы войны вместе со своим другом, воронежцем Николаем Цыбиным, Румянцев отлично обслуживал первые в стране самолеты ЯК-1. Первой его наградой стала медаль «За трудовую доблесть».
В эскадрилью «НОРМАНДИЯ» он попал осенью 1943 г. Одновременно туда прибыло пополнение из Алжира. Румянцеву поручили обслуживать самолет одного из самых молодых пилотов – Луи Керне. В мае 1944 г., перед самым вылетом из Тулы на фронт, к Румянцеву присоединились после окончания школы младших авиаспециалистов Иванов, Комаров и один ивановец – Руф Огурцов. Последний стал мотористом у Румянцева.
Любили своих механиков французы за высокую техническую грамотность, готовность отдать все силы для победы. Каждый из пилотов мог пожертвовать жизнью ради своего русского друга.
Румянцев был на аэродроме в Дубровке на Смоленщине, когда Морис де Сейн отказался выпрыгнуть с парашютом из поврежденного самолета, так как в хвостовом отсеке его машины находился механик Владимир Белозуб. Румянцев Б.М. сам летал с Керне в таких отсеках. Это делалось для того, чтобы сразу после перебазирования на новый аэродром подготовить самолет к боевому вылету. «Когда самолет де Сейна упал, – рассказывал Румянцев Б.М.- мы вытащили обоих из обломков – француза и уроженца Полтавщины Белозуба. Голова была бела, как снег».
В 1944 г. Румянцев Б.М. обслуживал самолёты французских лётчиков в Туле, где полк «НОРМАНДИЯ» находился на переформировании. Во время войны Борис Михайлович служил в качестве авиамеханика вместе с земляком, мотористом Куликовым P.M. Они вместе готовили к боевым вылетам самолёт Луи Керне.
Румянцев Б.М. награждён двумя медалями «За боевые заслуги», орденом «Красной звезды», орденом Отечественной войны II степени, орденом французского Военного креста и французской Военной медалью, орденом Ленина (в мирное время, за самоотверженный труд).
Соболев Владимир Александрович
Владимир Александрович – ветеран полка «Нормандия-Неман», наш земляк. Родился в 1926 году в городе Родники Ивановской области. 40 лет прослужил в рядах Вооруженных Сил, пройдя путь от рядового до полковника. В годы Великой Отечественной войны находился на 3-ем Белорусском фронте в составе 303 истребительной авиадивизии в полку «Нормандия – Неман». После ускоренного обучения в 6- ой запасной авиабригаде на Северном аэродроме г. Иваново в марте 1944 года группа ивановцев была направлена в г. Тулу. Там проходило второе формирование авиаполка. В мае 1944 г. полк перебазировался на фронтовой аэродром для участия в боевых действиях. Полк прошел боевой путь по Смоленщине, Белоруссии, Литве, Восточной Пруссии. В.А. Соболев обслуживал и готовил к боевым вылетам самолеты летчиков Роберта Марки, Пьера Дешане, Мориса Монж.
В послевоенное время проходил службу в рядах Советской Армии до 1982 года. После увольнения из Вооруженных Сил работал в строительной фирме. Награжден советскими орденами и медалями. В 2004 году получил орден Почетного Легиона.
Шорохов Александр Федорович
Моторист полка «Нормандия-Неман». Родился в 1926 году в г. Родники. Дата мобилизации в Красную Армию – 1943 год. Прошел обучение в 22 запасном авиаполку Северного аэродрома г. Иваново. С марта 1944 года служил в полку «Нормандия-Неман» до конца войны. Обслуживал самолет французского летчика Жана Мансо.