iv-schools.ru

Ивановцы, служившие в полку «Нормандия-Неман»

Ивановцы, служившие в полку «Нормандия-Неман»

  1. Белянкин Евгений Васильевич
  2. Власов Анатолий Васильевич
  3. Горшков Леонид Николаевич
  4. Грязнов Геннадий Акимович
  5. Зубков Анатолий Викторович
  6. Иванов Константин Васильевич
  7. Куликов Реас Михайлович
  8. Комаров Георгий Павлович
  9. Морозов Анатолий Федорович
  10. Огурцов Валентин Иванович
  11. Пугачев Геннадий Александрович
  12. Румянцев Борис Михайлович
  13. Соболев Владимир Александрович
  14. Шорохов Александр Федорович

Наши земляки в полку “Нормадия-Неман”

Полк «Нормандия-Неман» являлся чисто французским национальным формированием. В полку служили только французские летчики (за годы войны побывало 108 французских летчиков). Техниками же, обслуживающими самолеты, были как французы, так и русские. По свидетельству ветеранов полка «Нормандия-Неман», прежде всего В.А. Соболева и Р.М. Куликова, в полку «Нормандия-Неман» служило 13 наших земляков.
Самым старшим из наших земляков, служивших в полку «Нормандия-Неман» является Борис Михайлович Румянцев. Родился он в 1919 г. в г. Фурманове. С 1934 г. начал работать на прядильном производстве Фурмановской фабрики № I. Технических школ не заканчивал, был самоучкой. В 1939 г. был призван в Красную Армию в авиационный полк по специальности “моторист”. А уже к весне 1942 г. этот человек стал первоклассным механиком, знавшим как свои пять пальцев самолеты любых марок. В полк «Нормандия» Б.М. Румянцев попал осенью 1943 г., где прослужил в должности механика до июня 1945 г.
Судьбы других наших земляков, служивших в полку «Нормандия-Неман», в чем-то схожи. Все они (кроме Зубкова А.) – 1926 года рождения. Совпадает дата мобилизации в Красную Армию – 1943 год. Все они были направлены в 22 запасной авиаполк на Северном аэродроме г. Иванова, в учебный центр, где прошли ускоренное обучение. Учеба продолжалась пять месяцев, занятия по теории – в специально оборудованных классах, а практические – на аэродроме на американских истребителях «Аэрокобра». В марте 1944 г. 12 человек из учебной роты были направлены для прохождения службы в г. Тулу в полк «Нормандия». Всем было присвоено звание «сержант» и дана специальность авиамоторист.
Итак, 12 наших земляков начали службу в полку «Нормандия» в марте 1944 г. в Туле, где проходило второе формирование полка. Все, кроме К.В. Иванова, прошли боевой путь в составе полка «Нормандия-Неман» до конца войны. Иванов К.В. был демобилизован осенью в 1944 г. в связи с несчастным случаем.
В мае 1944 г. полк «Нормандия» перебазировался на 3 Белорусский фронт для участия в боевых действиях. В 1944 г. полк прошел в боях Смоленщину, Белоруссию, Литву, отличился при освобождении г. Витебска, Орши, Минска, форсировании реки Неман. Свой вклад в успешные боевые действия полка «Нормандия-Неман» внесли и наши 13 земляков. Один из них, Б.М. Румянцев, был механиком, остальные – авиационными мотористами.
В 1945 г. бои велись на территории агрессора – в Восточной Пруссии. Наша армия брала один за другим города: Гумбикен, Фредмен, Кетенбург и решительным штурмом овладела Кенигсбергом и фортом Пиллау. Конец войны застал полк «Нормандия-Неман» в Эльбинге.
В тяжелые дни испытаний наши земляки готовили самолеты к боевым вылетам и внесли свой вклад в дело Победы над врагом.

Белянкин Евгений Васильевич

Белянкин

Белянкин Е.В. родился 24 октября 1926 г. в д. Михалёво Савинского района Ивановской области в семье крестьянина.
4 ноября 1943г. в 17 лет его призвали в армию, направили в 22 запасной авиаполк на Северном аэродроме г. Иванова, в учебный центр. Там он получил специальность «авиационный моторист».
После учёбы был направлен в Тулу, где проходило переформирование полка «Нормандия». Первым французским лётчиком, самолёт которого обслуживал Белянкин Е.В., был Леон Кюффо. 15 мая 1944 г. полк «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» перебазировался из местечка Дубровка под Смоленском в Литву, Микунтяны.
Наш земляк Белянкин Е.В. был свидетелем гибели французского лётчика Мориса де Сейна и русского механика Владимира Белозуба. Это был маленький одноместный самолёт «ЯК-9», где в грузовом отсеке иногда перелетали с лётчиками и механики. Отлетев от Дубровки, самолёт получил пробоину в бензобаке, и лётчик трижды пытался посадить самолёт, но отказался прыгать один (был всего один парашют). Оба погибли.
Из Микунтяны перелетели в Алитус. Здесь были сильные бомбёжки, сожжён один самолёт. Далее – аэродром Антоново. Здесь полк получает первоклассные самолёты-истребители «ЯК-3». Белянкин Е.В. участвовал в составе полка «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» в 1-ой Восточно-Прусской операции. Он помнит, как только за один день здесь было сбито 29 немецких самолётов без единой собственной потери. Всего было 9 перелётов с одного аэродрома на другой. Последний аэродром г. Эльбинг. Здесь французские лётчики получили новые самолёты, механики их подготовили, и на них «нормандцы» улетели во Францию. Техсостав был расформирован.
В 1950 г. Белянкин Е.В. был направлен в Китай для обучения китайских авиатехников. В 1951 г. демобилизовался, поступил на работу в Ивановский аэроклуб – техником по самолётам. С 1953 г. работал на ивановском авторемзаводе, где проработал 40 лет. Ушёл на пенсию с завода. Инвалид 2 группы.
Награждён французской «Медалью Освобождения», Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Умер в 2005 году.

Власов Анатолий Васильевич

Родился 4 апреля 1926 года в селе Кибергино, ныне Тейковского района, по другим данным – в поселке Петровский Гаврилово-Посадского района, Ивановской области.

Горшков Леонид Николаевич

Горшков

Горшков Леонид Николаевич моторист полка «Нормандия-Неман». Родился в Родниках в 1926 г., закончил 9 классов. В 1943 году из 9 класса Леонида призвали в армию. В городе Иванове он окончил техническую школу на Северном аэродроме и с марта 1944 года служил в полку «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» до окончания войны. Он часто вспоминал о лётчике, с которым они очень дружили, с которым было прожито много радостных и тревожных дней. Он всегда говорил: «Мой лётчик». Это – очень славный, добрый человек, негр, очень высокого роста, звали его Роже Соваж.
После войны Леонид Николаевич служил в Китае, демобилизовался в 1952 г. С 1952 г. жил в Луховицах, работал по своей специальности, начальником цеха.
Указом Президиума Верховного Совета от 30 декабря 1965 года награждён медалью «За боевые заслуги», за выполнение спецзадания и медалью «Дружбы». Горшков Л.Н. – участник героического полка «НОРМАНДИЯ – НЕМАН» с честью пронес его знамя через всю жизнь.

Грязнов Геннадий Акимович

Моторист полка «Нормандия-Неман». Родился в 1926 году в г. Тейково. В Красную Армию был призван в 1926 году. Проходил службу в 22 запасном авиаполку Северного аэродрома г. Иваново. В марте 1944 года направлен для прохождения службы в полк «Нормандия». Прошел боевой путь с полком до конца войны.

Зубков Анатолий Викторович

Моторист полка «Нормандия-Неман». Родился в 1925 году в г. Иванове. Прошел боевой путь с полком «Нормандия-Неман» до конца войны.

Иванов Константин Васильевич

Иванов

Иванов Константин Васильевич родился в 1926 г. в г. Фурманов Ивановской области. В 1941 году окончил 7 классов. В 1942 г. работал трактористом. В 1943 году призван в армию. Был зачислен в 22 запасной авиаполк Северного аэродрома г. Иванова. Закончил учёбу в 1944 г. по специальности «авиационный моторист» и был направлен в Тулу в полк «Нормандия». Вме¬те с полком в мае 1944 г. убыл на 3 Белорусский фронт. Осенью 1944 г. Иванов К.В. был демобилизован в связи с несчастным случаем.
В мирное время был часовым мастером. Иванов К.В. награжден Орденом Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Славы III степени, медалью «Ветеран труда».
Умер в 2006 году.

Куликов Реас Михайлович

Куликов

Реас Михайлович Куликов – ветеран полка «Нормандия-Неман», наш земляк. Родился 3 января 1926 г. в Середе (ныне г. Фурманов) Ивановской области в семье служащего. В 1941 г. начал работу на фурмановской фабрике №2 помощником ремонтировщика.
3 ноября 1943 г. Реаса Михайловича призвали в армию. Он стал служить в Иванове на Северном аэро¬роме младшим авиаспециалистом при 22 запасном авиаполке. Закончил учёбу в 1944 г. по специальности «авиационный моторист» и был направлен в Тулу в полк «Нормандия». Вместе с полком в мае 1944 г. убыл на 3 Белорусский фронт. Он вместе с механиком Румянцевым Б.М. из Фурманова готовил к вылетам самолёты лётчика Луи Керне и командира Рене Шаля. 25 сентября 1944 г. Керне пропал без вести. Реас Михайлович обслуживал самолёт лётчика Кастена, который за месяц сбил 3 самолёта, и самолёт Шиндорфа, который остался жив и улетел на «ЯК-3» во Францию в июне 1945 г.
Р.М. Куликов в 1948 г. демобилизовался. После войны работал на Урале на промышленных предприятиях, в Иванове – инженером-энергетиком, главным механиком, ведущим конструктором. Имеет боевые и трудовые награды. 11 ноября 2010 г. получил высшую награду Франции – крест кавалера ордена Почетного легиона. Награду Реасу Михайловичу вручил посол Франции в России Жан де Глиниасти.
Умер в 2021 г.

Комаров Георгий Павлович

Комаров

Комаров Георгий Павлович – ветеран полка «Нормандия-Неман». Родился 3 августа 1926 г. в г. Фурманове Ивановской области. Воинское звание – младший сержант. В 1941 г. закончил 7 классов. В 1943 г. после окончания школы ФЗО, в ноябре был призван в армию. Окончил ШМАС (школа младших авиационных специалистов) при 22 запасном авиаполку, по окончании в марте 1944 г. был направлен в полк «НОРМАНДИЯ-НЕМАН». Обслуживал самолёт французского лётчика Роже Соважа.
С 1945 по 1950 гг. служил в 18 гвардейском истребительном авиаполку.
После демобилизации в 1950 г. работал слесарем-ремонтником и бригадиром на фабриках г. Фурманова до 1986 г.
Награждён медалью «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией», орденом «Красной звезды», орденом Отечественной войны.

Морозов Анатолий Федорович

Морозов

Морозов А.Ф. родился 11 июня 1926 г. в г. Тейкове Ивановской области в рабочей семье. В 1942 г. закончил школу. В 1943 г. был призван в армию, направлен в г. Иваново на Северный аэродром в учебную часть. Закончил учёбу в 1944 г. по специальности «авиационный моторист».
В марте 1944 г. прибыл в Тулу, где переформировывался и пополнялся после тяжелых боев на фронте полк «НОРМАНДИЯ». Морозов служил с 1944 г. в полку «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» техником, обслуживал самолет французского летчика Пьера Женэса. В мае 1944 г. полк вылетел на фронт; участвовал в боях за города: Смоленск, Витебск, Орша. Морозов А.Ф. запомнил первый боевой день на аэродроме Дубровка под Смоленском, когда был массированный вылет почти всего полка и погиб в этот день французский летчик Жак Гастон.
Демобилизовался в 1951 г. До 1955 г. учился в автодорожном техникуме.
Награды: медали «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За доблестный труд», «Ветеран труда».
Работал преподавателем автодела в средней школе №10 г. Тейкова.
Умер в 1997 г.

Огурцов Валентин Иванович

Огурцов

Огурцов Валентин Иванович родился в 1926 году в г. Фурманове Ивановской области. Огурцов В.И. и Куликов Р.М. – земляки, жили в Фурманове на одной улице.
В 1943 году был направлен в учебную роту 22 запасного авиаполка 6-ой бригады в г. Иваново на Северный аэродром. Закончил учёбу в 1944 г. по специальности “авиационный моторист” и был направлен в Тулу в полк «Нормандия». Обслуживал самолёт французского лётчика Анри, который погиб на земле от разорвавшегося снаряда, а стоявший с ним рядом моторист Огурцов чудом остался жив. Служил
в полку «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» до 1945 г. Когда летом 1945 г. французские лётчики на самолётах ЯК-3 улетели во Францию, технический состав полка был направлен в город Кобрин, недалеко от Бреста. Техников расформировали по разным полкам. В.И. Огурцов был переведен на Дальний Восток в 18-й гвардейский полк. Там обучал китайцев пользоваться советской авиационной техникой. Завершил службу в апреле 1951 года. Вернулся домой в Ивановскую область. Окончив Ивановский медицинский институт, работал врачом в Костромской области, в Клинической больнице № 1 в Ярославле. За добросовестный труд доктор Валентин Огурцов награжден Почетным знаком «Отличник здравоохранения». В 2010 году награжден Орденом Почетного легиона. Умер в 2021 г.

Пугачев Геннадий Александрович

Пугачев Геннадий Александрович – ветеран полка «Нормандия-Неман». Пугачев Г.А. родился в 1926 г. в г. Тейкове Ивановской области. В 1943 г. был призван в армию, направлен в г. Иваново на Северный аэродром в учебную часть. Закончил учёбу в 1944 г. по специальности «авиационный мот¬рист».
В марте 1944 г. прибыл в Тулу, где переформировывался и пополнялся после тяжелых боев на фронте полк «НОРМАНДИЯ». Пугачев Г.А. служил с 1944 г. в полку «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» техником, прошел с полком боевой путь до конца войны.

Румянцев Борис Михайлович

Румянцев

Румянцев Борис Михайлович – механик полка «Нормандия-Неман». Родом из города Середы (ныне г. Фурманов) Ивановской области. В армию был призван в 1939 г., служил до 1947 г. Технических школ не заканчивал, был самоучкой. В 1942 г. из мотористов на Северном аэродроме в г. Иванове был переведен в механики и прослужил механиком до конца войны.
Интересна судьба кавалера орденов Ленина и французского Военного креста Бориса Михайловича Румянцева. Потомственный текстильщик, он с 1934 г. начал работать в прядильном производстве Фурмановской фабрики № 1. Жилось ему трудно, удалось окончить только четыре класса. И вот с таким-то образованием к весне 1942 г. этот человек стал первоклассным механиком, знавшим как свои пять пальцев самолеты любых марок. В первые месяцы войны вместе со своим другом, воронежцем Николаем Цыбиным, Румянцев отлично обслуживал первые в стране самолеты ЯК-1. Первой его наградой стала медаль «За трудовую доблесть».
В эскадрилью «НОРМАНДИЯ» он попал осенью 1943 г. Одновременно туда прибыло пополнение из Алжира. Румянцеву поручили обслуживать самолет одного из самых молодых пилотов – Луи Керне. В мае 1944 г., перед самым вылетом из Тулы на фронт, к Румянцеву присоединились после окончания школы младших авиаспециалистов Иванов, Комаров и один ивановец – Руф Огурцов. Последний стал мотористом у Румянцева.
Любили своих механиков французы за высокую техническую грамотность, готовность отдать все силы для победы. Каждый из пилотов мог пожертвовать жизнью ради своего русского друга.
Румянцев был на аэродроме в Дубровке на Смоленщине, когда Морис де Сейн отказался выпрыгнуть с парашютом из поврежденного самолета, так как в хвостовом отсеке его машины находился механик Владимир Белозуб. Румянцев Б.М. сам летал с Керне в таких отсеках. Это делалось для того, чтобы сразу после перебазирования на новый аэродром подготовить самолет к боевому вылету. «Когда самолет де Сейна упал, – рассказывал Румянцев Б.М.- мы вытащили обоих из обломков – француза и уроженца Полтавщины Белозуба. Голова была бела, как снег».
В 1944 г. Румянцев Б.М. обслуживал самолёты французских лётчиков в Туле, где полк «НОРМАНДИЯ» находился на переформировании. Во время войны Борис Михайлович служил в качестве авиамеханика вместе с земляком, мотористом Куликовым P.M. Они вместе готовили к боевым вылетам самолёт Луи Керне.
Румянцев Б.М. награждён двумя медалями «За боевые заслуги», орденом «Красной звезды», орденом Отечественной войны II степени, орденом французского Военного креста и французской Военной медалью, орденом Ленина (в мирное время, за самоотверженный труд).

Соболев Владимир Александрович

Соболев

Владимир Александрович – ветеран полка «Нормандия-Неман», наш земляк. Родился в 1926 году в городе Родники Ивановской области. 40 лет прослужил в рядах Вооруженных Сил, пройдя путь от рядового до полковника. В годы Великой Отечественной войны находился на 3-ем Белорусском фронте в составе 303 истребительной авиадивизии в полку «Нормандия – Неман». После ускоренного обучения в 6- ой запасной авиабригаде на Северном аэродроме г. Иваново в марте 1944 года группа ивановцев была направлена в г. Тулу. Там проходило второе формирование авиаполка. В мае 1944 г. полк перебазировался на фронтовой аэродром для участия в боевых действиях. Полк прошел боевой путь по Смоленщине, Белоруссии, Литве, Восточной Пруссии. В.А. Соболев обслуживал и готовил к боевым вылетам самолеты летчиков Роберта Марки, Пьера Дешане, Мориса Монж.
В послевоенное время проходил службу в рядах Советской Армии до 1982 года. После увольнения из Вооруженных Сил работал в строительной фирме. Награжден советскими орденами и медалями. В 2004 году получил орден Почетного Легиона.

Шорохов Александр Федорович

Моторист полка «Нормандия-Неман». Родился в 1926 году в г. Родники. Дата мобилизации в Красную Армию – 1943 год. Прошел обучение в 22 запасном авиаполку Северного аэродрома г. Иваново. С марта 1944 года служил в полку «Нормандия-Неман» до конца войны. Обслуживал самолет французского летчика Жана Мансо.