iv-schools.ru

Воспоминания ветерана полка "Нормандия-Неман"

Реас Михайлович Куликов

Я служил в полку “Нормандия-Неман” с 4 апреля 1944 г. до окончания войны и являюсь свидетелем многих событий тех далеких военных дней. Я видел мастерство, мужество и отвагу французских летчиков, вместе с ними пережил гибель многих летчиков полка, вместе с ними радовался победам, одержанным в воздухе.

А началось все для меня в нашем городе Иваново на Северном аэродроме, куда я был направлен после призыва 3 ноября 1943 г. для изучения авиационной техники по курсу младших авиаспециалистов.

По окончании учебы в конце марта 1944 г., получив военную специальность моторист авиационный, в составе 12 человек направлен на аэродром под Тулой, где в то время находился полк “Нормандия” на пополнении и переучивании вновь прибывших летчиков. Механиком самолета, к которому я был прикреплен, оказался земляк из г. Фурманова Борис Михайлович Румянцев, а летчик – Луи Керне, молодой человек лет 23-х.

В обязанности технического персонала входило постоянное обеспечение готовности самолета к вылету. Наша работа в основном начиналась после окончания полетов вечером и иногда велась до утра. К этому времени самолет должен быть надежно подготовлен. И мы старались. Во всем полку не могу припомнить ни одного случая отказа какого-либо механизма самолета в полете или при посадке. Надежность была абсолютной. Летчики нашей подготовке доверяли. Когда уже после войны французского летчика Ролан де ля Пуапа спросили: “Какое место в Вашей боевой работе занимали наши механики?”, он ответил: “Без механика нет самолета”.

К концу мая 1944 г. подготовка летчиков была закончена, и полк вылетел на фронтовой аэродром Дубровка в 80 км западнее Смоленска. На этом аэродроме произошло трагическое событие 14 июля 1944 г. В одном самолете погибли французский летчик Морис де Сейн и его механик Владимир Белозуб. Но были для нас и радостные события. В одном из боевых вылетов командир эскадрильи Рене Шаль и его ведомый наш Луи Керне сбили два немецких истребителя Ме-109. Победы также были и в других экипажах.

На аэродроме в Антоново наш полк “Нормандия” одержал наибольшее количество воздушных побед. Только 16 октября 1944 г. было сбито 29 самолетов врага и при этом наших потерь не было. Но к сожалению на этом аэродроме погиб наш Луи Керне.

После гибели Керне у нас был летчик Робер Кастен. Однажды он три дня подряд сбивал по одному самолету. Много еще всего пришлось видеть и пережить. Наконец наступил долгожданный День Победы, а вскоре и наше расставание с французскими летчиками.

После войны я трижды встречался со своими однополчанами – французскими летчиками и русскими техниками. Происходило это в нашем городе Иваново на Северном аэродроме и в школе №29.