iv-schools.ru

Историческая справка полка Нормандия-Неман

В 1939 г. началась вторая мировая война. Фашисткая Германия захватила много стран, в том числе и Францию. Освободительную борьбу Франции возглавил генерал Шарль де Голль.

В конце 1941 г. в Лондоне им было сделано важное заявление: война СССР с Германией решает судьбу мира и что он больше всего хотел бы, чтобы французы сражались против немцев вместе с советскими войсками.

На предложение генерала Шарля де Голля в начале 1942 г. направить в СССР группу французских летчиков и механиков Советское правительство дало согласие. На авиационной базе Раяк в Ливане началось формирование добровольческой Истребительной Группы №3 Военно-Воздушных Сил Свободной Франции. Группа была названа именем наиболее пострадавшей от фашистской оккупации провинции Нормандии. Эмблемой группы был выбран герб Нормандии – два льва на красном фоне щита.

Французские добровольцы добирались до СССР на всех видах транспорта в течение двух недель с 12 по 28 ноября 1942 г.

29 ноября 1942 г. первые 14 французских летчиков прилетели в Иваново на Северный аэродром. Через некоторое время в Иваново прибыли 40 французов-механиков. Командиром эскадрильи был назначен капитан Жан Луи Тюлян. В Иванове французы переучивались летать на советских самолетах Яках. С ними занимались наши инструкторы во главе с П.И. Друзенковым. Каждым летчиком было выполнено в среднем по 40 полетов. Самолеты обслуживали французские и советские техники.

22 марта 1943 г. эскадрилья «Нормандия» вылетела на фронт, на аэродром Полотняный завод (Калужская область). В апреле 1943 г. «Нормандия» вошла в состав 303 истребительной авиадивизии, которой командовал генерал-майор Г.Н. Захаров.

5 апреля состоялся первый бой эскадрильи «Нормандия». С этого времени французские пилоты стали регулярно участвовать в выполнении боевых задач. Особенно «Нормандия» отличилась в Курской битве (на орловском направлении) летом 1943 г. Но и понесла большие потери: погибли командир эскадрильи майор Жан Луи Тюлян и его заместитель капитан Альбер Литтольф. В тактике французских летчиков в начале господствовал индивидуальный бой. Это было причиной боевых потерь летчиков. Чтобы им легче было перенять тактику группового воздушного боя советских летчиков, советское командование стало базировать «Нормандию» вместе с 18 гвардейским авиаполком, которым командовал А.Е. Голубов. Летчиков «Нормандии» и 18 полка часто вместе посылали на боевые задания.

5 июля 1943 г. эскадрилья была переформирована в 1-ый отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия» Сражающейся Франции. Командиром полка был назначен майор Пьер Пуйяд.

В августе 1943 г. по указанию французского командования французский технический персонал полка был отправлен в Алжир. С этого времени самолеты французов стали обслуживать только советские техники. Старшим инженером полка был назначен инженер-капитан С.Д. Агавельян.

Полк участвовал в освобождении Смоленска и Смоленской области. После тяжелых боев и потерь в ноябре 1943 г. был направлен в Тулу для пополнения. В Тулу прибыли новые французские пилоты, а также русские механики, в том числе наши земляки.

Всего в полку «Нормандия-Неман» служило 13 выходцев из Ивановской области. Один из них, Б.М. Румянцев, попал в полк осенью 1943 г., был механиком. Остальные служили мотористами с марта 1944 г.

В мае 1944 г. полк «Нормандия» прибыл на 3-ий Белорусский фронт и по-прежнему вошел в состав 303-й авиадивизии 1-й Воздушной Армии.

Полк принимал самое активное участие в военных действиях по освобождению Белоруссии и Литвы. За активное участие в освобождении Литовской ССР от немецко-фашистских захватчиков и в форсировании реки Неман Приказом Верховного Главнокомандующего от

28 ноября 1944 г. полку было присвоено второе собственное наименование «Неманский», а французы по-своему стали называть полк «Нормандия-Неман».

В конце 1944 г. командиром полка стал Луи Дельфино.

В 1945 г. полк «Нормандия-Неман» участвовал в боях в Восточной Пруссии, штурме города-крепости Кенигсберга. Последний бой был у города Эльбинга.

За годы войны в полку побывало 108 французских летчиков. Советских летчиков в полку не было. Полк являлся чисто французским национальным формированием. Наличие советских техников не меняло этот характер полка. Всего в полку за годы войны было около 200 советских техников. Между французскими летчиками и советскими техниками установились взаимоотношения дружеские, проникнутые взаимной заботой.

Всего за годы войны летчиками полка «Нормандия-Неман» было выполнено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника. Свои потери составили 42 человека.

Большинство летчиков было награждено советскими и французскими орденами и медалями. Четыре летчика: Марсель Альбер, Марсель Лефевр, Ролан де ля Пуап и Жак Андре были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Сам полк имеет награды: орден Почетного легиона; Боевой крест с пальмой; Крест Освобождения; Военная медаль; орден Красного Знамени; орден Александра Невского.

15 июня 1945 г. полк вылетел во Францию на 41 боевом самолете Як-3, которые были переданы Советским правительством в дар Франции.

История полка «Нормандия-Неман» не закончилась после 2 мировой войны. В ВВС Франции сегодня существует истребительный полк «Нормандия-Неман» на авиабазе Мон-де-Марсан. В ВВС России традиции 18 гвардейского полка продолжает авиационная база в селе Воздвиженка Приморского края.

Сохранилось возникшее в годы войны братство между ветеранами Франции и России. Причем, эта дружба продолжилась и в последующих поколениях.

Неоднократно происходили взаимные визиты. Не забывают французы и о том, что Иваново является «колыбелью эскадрильи «Нормандия». Город Иваново, Северный аэродром и музей полка «Нормандия-Неман» МУ СОШ №29 французские делегации посещали в 1990 г., 1992 г., 1997 г., 2001 г., 2002 г.,
2008 г., 2011 г.

На протяжении многих лет музеем полка «Нормандия-Неман» школы №29 велась переписка с одним из первых французских летчиков-добровольцев, затем генералом Ж. Риссо.

По приглашению посла Франции в РФ ивановская делегация музея школы №29 дважды (2003 г., 2004 г.) побывала на торжествах в посольстве Франции в Москве.

Боевой путь полка “Нормандия-Неман”

Путь полка

Французские летчики полка «Нормандия-Неман»

1. ALBERT Marcel (Альбер Марсель) 25.11.1917-21.08.2010, родился в Париже
2. AMARGER Maurice (Амарже Морис) 24.01.1911-19.03.1946, родился в г. Иссервилль (Алжир)
3. ANDRÉ Jacques (Андре Жак) 25.02.1919- 02.04.1988, родился в Париже
4. ASTIER Louis (Астье Луи) 13.08.1909-30.10.1949, родился в г. Брифон (департамент Пюи-де-Дом)
5. BAGNÈRES Jacques (Баньер Жак) 19.11.1916-28.12.1981, родился в Париже
*6. BALCOU André (Балку Андре) 11.03.1920-20.09.1943, родился в Париже
*7. BARBIER Léo (Барбье Лео) 18.08.1908-15.10.1943, родился в Нейи-Левеке (департамент Верхняя Марна)
8. BAYSSADE Jean (Бейсад Жан) 02.07.1913-14.02.1983, родился в Верден-сюр-Гаронн (департамент Тарн и Гар)
*9. BÉGUlN Didier (Беген Дидье)14.12.1918-26.11.1944, родился в Париже
*10. BERNAVON Adrien (Бернавон Адриен) 11.12.1912-16.07.1943, родился в Лионе
*11. BERTRAND Jean (Бертран Жан) 04.10.1907-26.08.1944, родился в Курбане (департамент Кот-д, Ор)
*12. BIZIEN Marcel-Yves (Бизьен Марсель-Ив) 30.11.1920-13.04.1943, родился в Невилль-ле-Дьеппе (департамент Сен-Маритим)
13. BLÉTON Pierre (Блетон Пьер) 13.10.1919-05.04.1996, родился в Хайфоне (Индокитай)
*14. BON Maurice (Бон Морис) 10.02.1920-13.10.1943, родился в Элиане (департамент Финистер)
15. BOUBE Henri (Буб Анри) 19.05.1906- 19.04.1960, родился в Сайгоне (Индокитай)
*16. BOURDIEU Maurice (Бурдьё Морис) 27.11.1918-18.03.1944, родился в Бордо
17. BRIHAYE Emmanuel (Брие Эманнюэль) 30.09.1913, родился в Глажоне (департамент Нор)
18. CARBON Yves (Карбон Ив) 03.04.1911-25.10.1949, родился в Ламбее (департамент Атлантические Пиренеи)
*19. CASANEUVE Jacques (Казанёв Жак) 11.03.1918-13.10.1944, родился в Фонтенбло
*20. CASTELAIN Noël (Кастелен Ноэль) 30.10.1917-16.07.1943, родился в Ниорте (департамент Дё-Севр)
21. CASTIN Robert (Кастен Роберт) 25.08.1918-26.07.1979, родился в Монтлюсоне (департамент Алье)
*22. CHALLE Maurice (Шалль Морис) 28.06.1911-27.03.1945, родился в Реймсе
23. CHALLE René (Шалль Рене) 06.06.1913-04.04.2006, родился в Безансоне (департамент Дубс)
24. CHARRAS Marc (Шарас Марк) 24.05.1916-30.07.1949, родился в Сайгоне (Индокитай)
25. CUFFAUT Léon (Кюффо Леон) 20.01.1911, родился в Шарантон-ле-Пон (департамент Валь-де-Марн)
26. DÉCHANET Pierre (Дешане Пьер) 16.10.1911-26.02.1966, родился в Понтарлье (департамент Дубс)
27. DELFINO Louis (Дельфино Луи) 12.10.1912-11.06.1968, родился в Ницце
28. DELIN Robert (Делен Роберт) 19.08.1916-05.10.2004, родился в Париже
*29. DENIS Roger (Дени Роже) 06.12.1917-13.10.1943, родился в Понтиви (департамент Морбиан)
*30. DERVILLE Raymond (Дервиль Реймон) 27.02.1914-13.04.1943, родился в Рубэ (департамент Нор)
31. DOUARRE Pierre (Дуар Пьер) 10.04.1914-30.11.2009, родился в Тулоне
*32. DURAND Albert (Дюран Альбер) 16.09.1918-01.09.1943, родился в Грассе (департамент Приморские Альпы)
33. EMONET Jean (Эмоне Жан) 31.10.1914, родился в Париже
*34. FALETANS Bruno de (Де Фалетан Бруно) 12.06.1917-30.06.1944, родился в Бургуэне (департамент Изер)
35. FAUROUX Yves (Фору Ив) 11.11.1918-октябрь 1976, родился в Париже
36. FELDZER Constantin (Фельдцер Константин) 12.10.1909-декабрь 1988, родился в Киеве
*37. FORGES Paul de (Де Форж Поль) 28.06.1912-31.08.1943, родился в Нанте
*38. FOUCAUD Henry (Фуко Анри) 17.12.1908-21.04.1944, родился в Монтини-сюр-Кан (департамент Ньевр)
*39. GASTON Jacques (Гастон Жак) 05.12.1920-26.06.1944, родился в Париже
*40. GENÈS Pierre (Женес Пьер) 28.06.1916-18.01.1945, родился в Марселе
41. GEOFFRE François de (Де Жоффр Франсуа) 08.08.1917-17.07.1970, родился в Париже
42. GUIDO Maurice (Гидо Морис) 01.02.1915-31.07.1983, родился в Тенде (департамент Приморские Альпы)
*43. HENRY Georges (Анри Жорж) 01.06.1920-12.04.1945, родился в Aillevilliers (Haute-Saone)
*44. IRIBARNE Robert (Ирибарн Роберт) 27.09.1918-11.02.1945, родился в Байонне (департамент Атлантические Пиренеи)
45. JEANNEL Pierre (Жаннель Пьер) 01.08.1920, родился в Париже
*46. JOIRE Jules (Жуар Жюль) 29.08.1914-18.03.1944 родился в Roubaix (Nord)
47. LA SALLE Charles de (Де Ля Салль Шарль) 21.08.1914- 08.08.1969, родился в Сулак-сюр-Мер (департамент Жиронда)
48. LA РОУРЕ Roland de (Де Ла Пуап Ролан) 28.07.1920-23.10.2012, родился в Прадо (департамент Пюи-де-Дом)
*49. LARGEAU André (Ларжо Андре) 19.09.1916-14.09.1943, родился Ла-Шаррьер (департамент Дё-Севр)
50. LAURENT Alexandre (Лоран Александр) 10.12.1918-11.06.1957, родился в Бресте (департамент Финистер)
51. LE BRAS Albert (Ле Бра Альбер) 23.05.1918, родился в Тюрби (департамент Приморские Альпы)
52. LE MARTELOT Jean Emile Ле Мартело Жан-Эмиль) 02.06.1911-18.06.1952, родился в Монтрейе (департамент Сена и Сен-Дени)
*53. LEFÈVRE Marcel (Лефевр Марсель) 17.03.1918-05.06.1944, родился в Анделисе (департамент Ёр)
54. LEMARE Georges (Лемар Жорж) 16.11.1917-26.01.1948, родился в Барантоне (департамент Манш)
*55. LÉON Gérald (Леон Жерар) 22.10.1919-04.09.1943, родился в Париже
*56. LITTOLFF Albert (Литтольф Альбер) 31.10.1911-16.07.1943, родился в Корнимоне (департамент Вогезы)
57. LORILLON Pierre (Лорийон Пьер) 13.05.1918-17.02.2013, родился в Шампиньи-сюр Марн (департамент Сена и Марна)
*58. MANCEAU Jean-Jacques (Мансо Жан-Жак) 22.03.1918-02.11.1944, родился в Париже
59. MARCHI Robert (Марки Роберт) 26.07.1919-17.07.1946, родился в Шалон-сюр Сон (департамент Сона и Луара)
60. MARTIN René (Мартен Рене) 05.06.1916-04.01.1982, родился в Дижоне (департамент Кот-д, Ор)
61. MATHIS Jacques (Матис Жак) 28.12.1914-31.08.1944, родился в Сантьяго-де-Чили
62. MATRAS Pierre (Матрас Пьер) 29.08.1914- 27.03.1998, родился в Валансе (департамент Дром)
*63. MENUT Lionel (Меню Лионель) 25.11.1916-29.01.1945, родился в Нионе (департамент Дром)
64. MERTZISEN Gabriel (Мертизьен Габриэль) 28.05.1914-30.09.1951, родился в Алжире
*65. MIQUEL Charles (Микель Шарль) 04.12.1920-16.01.1945, родился в Брессане (департамент Эро)
*66. MONGE Maurice (Монж Морис) 25.07.1918-26.03.1945, родился в Гапе (департамент Верхние Альпы)
67. MONIER Charles (Монье Шарль) 03.01.1920-03.03.1953, родился в Сен-Морисе (департамент Сена)
68. MOURIER Yves (Мурье Ив) 30.09.1912-01.04.1948, родился в Авиньоне (департамент Воклюз)
69. MOYNET André (Муане Андре) 19.07.1921-02.05.1993, родился в Сен-Манде (департамент Валь-де-Марн)
*70. MАНÉ Yves (Маэ Ив) 21.11.1919-29.03.1962, родился в Нанте
71. OUGLOFF Léon (Углофф Леон) 04.10.1919-24.07.1947, родился в г. Троицке
72. PANGE Jean de (Де Панж Жан) 29.03.1917-06.10.1999, родился в Париже
*73. PENVERNE Roger (Панверн Роже) 31.03.1918-05.02.1945, родился в Ланестере (департамент Морбиан)
74. PERRIN Marcel (Перен Марсель) 18.08.1919-27.04.1957, родился в Вернейе (департамент Шер)
75. PIERROT Fernand (Пьеро Фернан) 24.04.1920-05.04.1964, родился в Страсбурге
*76. PINON Roger (Пинон Роже) 29.04.1915-01.08.1944, родился в Гере (департамент Крез)
*77. PIQUENOT Jean (Пикено Жан) 06.04.1918-17.01.1945, родился в Антони (департамент Сена)
78. PISTRACK Paul (Пистрак Поль) 13.07.1916-04.05.1951, родился в Петрограде
79. POULIQUEN Joseph (Пуликен Жозеф) 20.11.1897-24.09.1988, родился в Сен-Мало (департамент Иль и Вилен)
80. POUYADE Pierre (Пуйяд Пьер) 25.06.1911-05.09.1979, родился в Серизье (департамент Ионн)
*81. POZNANSKI André (Познански Андре) 30.06.1921-13.04.1943, родился в Бадене (Австрия)
*82. PRÉZIOSI Albert (Прециози Альбер) 25.07.1915-28.07.1943, родился в Веццани (Корсика)
*83. QUERNÉ Louis (Керне Луи) 24.04.1920-25.09.1944, родился в Морле (департамент Финистер)
84. REVERCHON Charles (Ревершон Шарль) 29.02.1920-1976, родился в Люре (департамент Верхняя Сона)
*85. REY Jean (Рей Жан) 09.07.1920-28.08.1943, родился в Бержераке (департамент Дордонь)
86. RISSO Joseph (Риссо Жозеф) 23.01.1920-24.11.2005, родился в Кадоливе (департамент Буш-дю-Рон)
87. SAINT-MARCEAUX Gaston de (Де Сен-Марсо Гастон) 02.08.1914-02.05.1986, родился в Париже
88. SAINT-PHALLE Jacques de (Де Сен-Фалль Жак) 30.06.1917-15.06.2010, родился в г. Мазагране, в Марокко
89. SAUVAGE Jean (Соваж Жан) 08.04.1917, родился в Фонтенуа-су-Буа (департамент Сена)
90. SAUVAGE Roger (Соваж Роже) 26.03.1917-26.09.1977, родился в Париже
91. SCHICK Michel (Шик Мишель) 24.05.1918-сентябрь 1995, родился в Москве
92. SCHOENDORFF Joseph (Шендорф Жозеф) 18.09.1919-22.11.1970, родился в Нёнкирии-ле-Саррегемин (д. Мозель)
*93. SEYNES Maurice de (Де Сейн Морис) 07.08.1914-15.07.1944, родился в Париже
*94. SIBOUR Jean de (Де Сибур Жан) 29.01.1922-31.08.1943, родился в Лондоне (Англия)
95. TABURET Gaël (Табюре Гаэль) 12.11.1919, родился в Мессаке (департамент Иль и Вилен)
*96. TÉDESCO Jean de (Де Тедеско Жан) 28.03.1920-14.07.1943, родился в Париже
*97. TULASNE Jean-Louis (Тюлян Жан-Луи) 27.11.1912-17.07.1943, родился в Нанси
*98. VERDIER Marc (Вердье Марк) 24.08.1916-22.09.1944, родился в Париже
*99. VERMEIL Firmin (Вермей Фирмэн0 24.09.1914-17.07.1943, родился вШалон-сюр-Соне (департамент Сона и Луара)
100. VERSINI Roger (Версини Роже) 28.11.1919-11.12.1966, родился в Амберте (департамент Пюи-де-Дом)

POULIQUEN Joseph – административный командир эскадрильи «Нормандия».
PANGE Jean de, PISTRACK Paul, SCHICK Michel- летчики связного самолета.
Остальные 96 – боевые летчики.

ИСТОЧНИКИ:
ГОРИЦКИЙ В.А. “НОРМАНДИЯ – НЕМАН”
DONJON Yves “Ceux de Normandie – Niemen” 4 издание
ДЫБОВ С. В. «Нормандия-Неман». Подлинная история легендарного авиаполка

Иваново – колыбель эскадрильи “Нормандия”

«Холод и тепло» – этими словами выразили свои первые впечатления от России французские летчики и авиамеханики. Почти все французы прибыли в Советский Союз либо из Африки, либо из других жарких стран. Теперь вместо ослепительного солнца и песчаных пустынь их взору предстали покрытые снегом поля и холодное серое небо. Многие волновались вынесут ли они суровый зимний климат. Но морозы среднерусской полосы отступили перед радушием хозяев аэродрома Иваново (Северный).
Первыми прилетели майор Жозеф Пуликэн -организатор “Нормандии” и группа летчиков, авиационных механиков. Через два дня прибыли остальные добровольцы. Всего 14 боевых летчиков: Альбер Марсель, Беген Дидье, Бизьен Ив, Кастелен Ноэль, Дервиль Рэймон, Дюран Альбер, Де Ля Пуап Ролан, Лефевр Марсель, Литтольф Альберт, Мае Ив, Познански Андре, Прециози Альберт, Риссо Жозеф, Тюлян Жан-Луи, два летчика связных самолетов: Де Панж Жан, Шик Мишель, а также Дюпра Луи – старший механик, Эйхенбаум Игорь-переводчик, Лебединский Жорж-врач-переводчик, Мишель Алекс-инженер-механик, Стакович Александр-переводчик. Группа французского технического состава насчитывала 40 человек.
Во главе прибывшей в СССР эскадрильи формально пока оставался майор Пуликен. Но к тому времени он уже не летал, а выполнял лишь административные функции. Вскоре его освободили от этой должности и после кратковременного пребывания в миссии в качестве одного из его сотрудников отозвали в Англию. Фактически же почти с первых дней пребывания в СССР эскадрильей «Нормандия» командовал майор Тюлян.
Французские добровольцы расположились в военном городке. Первые дни ушли на устройство. Прибыв из знойного Тегерана в заснеженный русский город, французы спрятали в чемоданы свои легкие костюмы и оделись в теплые унты, меховые брюки и куртки, в которых не такой уж страшной казалась русская зима.
В течение первой половины декабря 1942 года летчики и механики эскадрильи под руководством офицеров 6-й запасной авиационной бригады прошли в ускоренном темпе программу наземной подготовки. За короткое время они изучили устройство и правила эксплуатации самолета Як-1, ознакомились с наставлениями по производству полетов и по штурманской службе, с тактикой ВВС и другими дисциплинами. Нагрузка оказалась большой, но она не особенно чувствовалась, так как все горели желанием как можно скорее приступить к тренировочным полетам.
Подготовка закончилась успешно, и в середине декабря 1942 года эскадрилья провела свой первый летный день. Выйдя на аэродром, французы с удивлением смотрели, как трамбовалось и укатывалось снежное летное поле. Здесь снег не был помехой, а во Франции, когда он выпадал, полеты прекращались.
Сначала всем летчикам была предоставлена возможность восстановить утраченные в результате длительного перерыва летные навыки на учебно-тренировочном самолете УТ-2. В ходе полетов они ознакомились с особенностями ведения ориентировки при снежном покрове, с расположением характерных ориентиров в районе аэродрома и пилотажных зон. Затем с 20 декабря началось переучивание на учебно-боевом самолете ЯК-7. В январе уже все французские летчики летали на учебно-боевом самолете. Боевой самолет, на котором предстояло воевать, французам дали выбрать самим. Они предпочли яки – самолеты конструкторского коллектива А.С.Яковлева. Он им понравился по тактико-техническим данным и по внешнему виду. Кроме того, Як напоминал самолет Девуатин D 520, с которым французы уже встречались. Выбор истребителя был сделан Ж. Тюляном.
Советский истребитель ЯК-1 французские летчики освоили быстро и в январе 1943 года начали самостоятельные полеты.
Не скучали летчики эскадрильи «Нормандия» и длинными вечерами. Они часто собирались в комнате майора Тюляна, чтобы узнать последние новости, поспорить. Эта жилая комната часто использовалась как служебное помещение для совещаний и занятий, которые проводил сам командир эскадрильи. В ней висела карта Европейской части СССР. Линию фронта на карте аккуратно исправляли переводчики и лейтенант Лебединский по сводкам Советского Информбюро.
В этой же комнате летчики собирались в часы досуга. Они играли в шахматы и карты, а «три мушкетера» (так прозвали Лефевра, Дюрана и Альбера) обычно усердно спорили или рассказывали анекдоты, состязаясь в остроумии. Сам хозяин комнаты майор Тюлян в свободное время от службы занимался какими-нибудь хозяйственными делами или приготовлением папирос из табака «Золотое руно». Его друг и помощник капитан Литтольф часами просиживал за чтением, наполняя комнату ароматом табачного дыма из трубки, с которой он почти не расставался. Кино, концерты художественной самодеятельности и театр – все это также заполняло свободное время французских добровольцев.
Учебно-тренировочные полеты, начатые в декабре 1942 года, подходили к концу. Всего 38 полетов и 15 часов налета в среднем на каждого французского летчика потребовалось для того, чтобы эскадрилью можно было представить к инспекторской проверке для определения ее готовности к отправке на фронт.
В середине марта 1943 года на аэродром в Иваново прибыли глава военной французской миссии генерал Э. Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник С. Т. Левандович. Личный состав эскадрильи встречал их с волнением. Были подняты французский и советский государственные флаги. После небольшой торжественной церемонии инспектирующие ознакомились с бытом летчиков и механиков, а потом проверили боевую готовность эскадрильи. Три месяца боевой подготовки не пропали даром. Летчики показали высокое мастерство в выполнении фигур высшего пилотажа, в воздушном бою, стрельбе по воздушным целям и полетах в строю. В заключение смотра майор Тюлян мастерски выполнил полупетлю с перевернутого полета. Проверяющие высоко оценили выучку летчиков и признали эскадрилью подготовленной к боевым действиям.
Перед отлетом на фронт французским летчикам и механикам была предоставлена возможность побывать в Москве. Осмотр достопримечательностей столицы, посещение музеев, театров и кино оставили у них много впечатлений.
Возвратившись в Иваново, личный состав «Нормандии» начал готовиться к перелету. Через пять дней подготовка, включая и облет самолетов, была полностью закончена. Майор Тюлян доложил генералу Пети и командиру 6-й запасной авиационной бригады полковнику Ю. И. Шумову о готовности летчиков к перелету. На следующий день пришло разрешение на перелет. Вечером в гарнизонной столовой командование авиабригады устроило прощальный ужин. В зале была слышна русская и французская речь. Произносили тосты. Надолго сохранились в памяти летчиков и механиков «Нормандии» дни перед отправлением на фронт, теплые и незабываемые встречи с советскими людьми в Иваново.
Рано утром 22 марта 1943 года французы направились на аэродром. Предстоял первый перелет на боевых советских самолетах. Улетев с аэродрома, «яки» взяли курс на запад и скрылись через минуту в дымке. Вскоре французские летчики совершили свои первые боевые вылеты на советско-германском фронте и одержали первые победы.
Так начался славный боевой путь эскадрильи «Нормандия», которая затем в ходе боев переросла в полк «Нормандия-Неман».

Як-1 М. Иваново февраль-март 1943 г. Самолет выбран Тюляном для группы «Нормандия», поскольку очень напоминал Девутин D520

1

Иваново. На взлетной полосе

Слева направо: капитан Мирлесс, капитан П.И. Друзенков, Марсель Лефевр, Альбер Дюран и Марсель Альбер

2

Французские летчики и механики на Северном аэродроме. На заднем плане жилые дома в гарнизоне. Построены в 1936 году.

3

На Северном аэродроме

1

Диспетчерская

2